«Не было бы счастья, да несчастье помогло.»
Никак не мог выкроить время для написания статьи, а тут всеобщая самоизоляция, да карантин…
За довольно приличный опыт своей работы на поприще ритуальных изображений, я часто сталкиваюсь с непониманием людей в области любого вида цветных изображений, практикуемых в мемориальной сфере. Цветные портреты на памятниках, новомодная печать на стекле или старомодная керамика, везде встречал ряд заблуждений. Именно этот факт побудил меня сдернуть пелену иллюзий — не претендуя на истину в последней инстанции и опираясь исключительно на собственный опыт.
Я решил разбить статью на несколько частей в виду обширного материала, дабы не утомлять читателя своим «графоманством».
Перед тем как удариться в рассуждения и анализ фактов по теме, хотелось бы провести небольшой экскурс в историю.
Самый яркий и известный случай использования красок в погребальном ритуале — Древний Египет. Более трех тысячелетий до нашей эры, мастера активно использовали различные красители для украшения предметов знати, как в быту, так и по особым случаям.
В частности росписи, саркофаги и утварь, найденные в гробницах, раскрывают широкий спектр цветов применявшихся в то время. Что интересно, без агрессивных воздействий солнечного света и температурных перепадов, краски остались достаточно яркими спустя такой длительный срок.
Не все знают, но древнегреческий Парфенон, как и любой античный храм, был расписан яркими цветами. Памятник культуры выстроен в четырехсотых годах до нашей эры. Расписывали в то время и античные скульптуры. Сегодня убедиться в этом очень сложно, так как солнце, ветер, пыль и осадки, делают свое губительное дело.
В связи с вышеизложенным, предлагаю принять как непреложный факт: цветные изображения на открытом воздухе, подвергаются серьезным испытаниям.
Не буду разбирать всю практику человечества стремящегося со скоростью экспресса к новым способам выжать копейку самым изощренным способом. Прогрессивные технологии становятся главным инструментом в этой борьбе. Сначала текстильная, а за тем и Автомобильная промышленность спровоцировали разработку и совершенствование стойких к погодным «ударам», красителей и основ. Далее, эту пальму перехватила космическая отрасль.
Возможно, наши современники переплюнули в своих достижениях «Гейдельбергского художника» эпохи Палеолита, но только «время — лучший судья!»
Фотокерамика
Фотокерамику можно разделить на два направления:
С древних времен, технология нанесения изображений на керамические изделия включает в себя обязательную температурную обработку. При таком подходе обеспечивается наилучшая адгезия изображения из красок с керамическим основанием.
Обычно использовались разнообразные глазури, смолы, пигменты, а с недавних пор и ряд современных красителей.
Но, к сожалению, как и в любой другой индустрии, научно-технический прогресс приводит не только к разработке качественных материалов, но и к оптимизациям производственного процесса. Таким образов в сферу фотокерамики пришли и сомнительные технологии с низкокачественными пигментами, не способными удерживать изображения даже десяток лет!
Особенности фотокерамики:
Качественная черно-белая и сепия, выполненная классическим методом, держится не менее одного столетия. Цветной пигмент показывает гораздо более скромный результат. Через пятьдесят лет уже заметны серьезные выгорания. Основа редко растрескивается и неплохо переносит погодные явления. Однако, сама вставка, может выпасть из-за некачественного монтажа, а металлокерамика, к тому же, подвергается коррозии.
При этом, современная цветная печать на керамической болванке, пока подвергается испытанию временем. Новые технологии постоянно внедряются и едва преодолели барьер в двадцать лет.